четверг, 14 мая 2015 г.

"Я - учитель"


 Краснодар собрал лучших  - в разгаре конкурс "Учитель года Кубани". На заочном этапе педагоги писали эссе о профессии, и нам так хочется, чтобы эти трогательные, глубокие  и искренние размышления прочли и вы, наши читатели! Публикуем эссе большого друга нашего "Поезда" - Байса Любови Георгиевны, учителя основ православной культуры МАОУ СОШ № 18  Приморско-Ахтарского района. 

Эссе «Я – учитель» 
         Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший его владелец увеселительного заведения спросил у философа:
-Сократ, что ты так стараешься? Да стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ, согласно этой притче, ответил:
-Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.
       Вести учеников трудной дорогой познания – великая миссия на земле и самая благородная, эта миссия – миссия учителя. Соответствовать такому званию – счастье и ни с чем несравнимая ответственность.
       Дорога наверх всегда трудна, учитель же должен не просто вести, он должен     научить преодолевать  этот трудный путь, преодолевать трудности на пути всей жизни.
          Учитель – «зовущее слово»,
          Недаром о  том говорят:
          «Трудиться готовых,
          Сражаться готовых,
           Ведет за собой он ребят».
      Его ученики готовы сражаться с трудностями, их сердца горячи, взгляды открыты наверх, к познанию Истины.
      Но особенность учительской профессии в том, что учитель может научить только тому, что он знает, что умеет.
      Учитель – это не тот сосуд, который наполнен знаниями математики, истории литературы… Это сосуд, который имеет то, чем можно напитать ученика, чтобы тот стал Человеком.
      Выбор профессии «Учитель» мною заложен был с детства. Детей в нашей семье 6 человек – я старшая. Младших нужно организовать: читать им сказки, играть в куклы, рисовать и раскрашивать картинки. Родители на работе, дома одна бабушка, и верный ее помощник, конечно, я. Вот и формировалось лидерство…
      Мама - воспитатель в детском доме, где в основном были дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Когда мне мама разрешила прийти в детский дом, я видела, сколько нежности, заботы, любви проявляли все сотрудники детского дома к этим напуганным войной ребятишкам, и мне хотелось, чтобы мальчишки и девчонки улыбались, чтобы им было хорошо. Я порой просила, чтобы не наказывали мальчишек. Конечно же, они безобразничали, но я была очень рада их улыбке, когда им разрешали играть со мной.
        Не могу не вспомнить школьных учителей, мне просто повезло с ними. В каждого из моих учителей можно было влюбиться без памяти, причем независимо от возраста и пола.
      Если Лидия Ивановна знакомила нас с творчеством А.П. Чехова, мы все влюблялись в его произведения и бежали во все библиотеки города, чтобы успеть взять дополнительные произведения. Так происходило со всеми не похожими друг на друга писателями: В.В. Маяковским, Н.Г. Толстым, С. Есениным, Н.Г. Гоголем, Ф.М. Достоевским. Всех не перечислишь, а мы, весь класс, хотели быть похожими на тактичную, благородную, никогда не повышающую голоса Лидию Ивановну.
      Валентина Викторовна - учитель математики, красавица, умница, умеющая очень просто объяснить любую сложную задачу, прекрасно читала на сцене нашего городского драмтеатра  и так зажигательно танцевала "Танго" с преподавателем музыки Юрием Ивановичем, что глаз невозможно оторвать.
      И так о каждом, кто был с нами, кто водил нас в походы, собирал с нами металлолом, готовил встречи с замечательными людьми. А встречались мы с Героями Советского Союза Водопьяновым М.В., Неустроевым С.А. Наш литературный клуб "Алый парус" вел переписку с Ч.Айтаматовым. Всего не перечислишь...
      С 9 класса мы стали обучаться будущей профессии – все девочки выбрали профессию старшего вожатого. И начался  удивительный период познания, введения в учительскую профессию. У нас появились новые предметы: детская литература, ритмика, педагогика и  самое главное, психология и методика преподавания уроков в начальной школе. Мы уже в 10 классе давали открытые уроки, жюри не просто строго судили, они готовили нас к этим урокам, они учили нас тому, как нужно зайти в класс, что прежде всего сказать, как рассчитать время, как обращаться с детьми, как выйти из сложной ситуации. Мы с восторгом шли на эти уроки и с восторгом анализировали их, открывая радость учительской профессии.
      Все это формировало образ учителя и желание быть им. Из нашего класса вышли будущие учителя литературы, географии, иностранного языка, физики и истории.
       Мы все строго усвоили, что если Учитель гордится, тщеславится своими знаниями, это может быть очень опасно для его учеников: они будут великими эгоистами, а порой, жестокими, бездушными профессионалами.
       У Учителя же совсем иная задача: воспитать патриота, гражданина своей Родины.
Лучшие педагоги  К. Ушинский  В.Сухомлинский, А.Макаренко, Ш. Амонашвили раскрывали эту главную задачу перед всеми, кто избирал или хотел избирать профессию Учителя.
           «Учителями славится Россия!»
       Но мне хочется остановиться на той проблеме, которую будет Учитель решать всегда. Сама профессия Учителя связана с властью, с властью над теми, кого он ведет за собой. А власть, как говорит Ф. Углов, великого делает еще более великим, а ничтожного – еще более ничтожным. И чтобы быть великим, надо перестать властвовать над  детьми, чтобы горящие сердца его учеников не потухли, чтобы не появилось равнодушие, а порой агрессия в их поведении.
      Ведь от этого равнодушия и агрессии тухнет сам учитель: руки опускаются. Таков нравственный закон: « относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Хочешь, чтобы тебя понимали, попытайся понять других. Хочешь, чтобы над тобой не превозносились, не превозносись  над другими, хочешь, чтобы не заметили твои не достоинства, потерпи недостатки других, хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других, хочешь, чтобы тебя любили, учись любить сам.
       Какое огромное поле для работы, для преодоления трудностей! И ни одна профессия не дает столько возможностей,  не ставит тебя в такие условия самого трудного познания, познания самого себя, не приносит столько радости после преодоления этих трудностей.
       Самая лучшая в мире - это моя профессия.
                                                         Я – Учитель
Радость – радостью, но у Учителя не только великая Миссия на Земле, но и великая ответственность. И несет он эту ответственность всю жизнь: ответственность за равнодушный взгляд, за несостоявшуюся личность, за агрессию людей. Тяжесть  эта порой не по силам…  Но подставить плечо учительское братство всегда готово – это опыт коллег, это их удивительные методики, советы, подсказки, конкурсы, уроки.
       Самый главный Урок для меня – это Православие, это православное мировоззрение, это православный образ в жизни.
       Оно помогло по-иному взглянуть мне на ученика, на их родителей, на коллег, на мир в целом, а самое главное - на самого себя, и радость от этого умножилась.
         Победи свою гордыню, борись со своим тщеславием, обрати внимание на то, что в каждом самом непокорном, агрессивном, не принимаемым тобою учеником заложен Образ Божий и научи этому своих учеников, и ты тогда достойно можешь держать ответ за свою Миссию на Земле. Я – Учитель:  я -Художник, я - Артист, я - Творец….. я - Любовь.
« Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
        Я – учитель. И я учусь, учусь терпеть, учусь прощать, учусь не гордиться, не завидовать… учусь у своих учеников, учусь каждый день, каждый час, учусь любить… И ученики открывают мне удивительный, прекрасный мир своей души. Наступает взаимопонимание, а это дает возможность научить тому, что я знаю, что умею. А я знаю, что самое важное на Земле – это любовь и самая лучшая в мире профессия – это моя профессия.

 Я – Учитель!

3 комментария:

  1. Наша замечательная,милая,добрая,любимая Любовь Георгиевна! Учитель!!!
    Турищева Ольга Витальевна

    ОтветитьУдалить
  2. От души поздравляю Любовь Георгиевну с высокой оценкой профессионального мастерства, женского обаяния и неутомимой энергии, которую получил этот замечательный учитель на краевом конкурсе "Учитель года Кубани 2015"!

    ОтветитьУдалить
  3. Поздравляю победителей конкурса! Хочу отметить, что Ирина Георгиевна Васина, представляющая Краснодар, выступила достойно и вошла в десятку лучших учителей. Слышала очень хорошие отзывы о ее выступлении. Молодец, Ирина Георгиевна!

    ОтветитьУдалить