четверг, 2 июня 2016 г.

По следам конкурса

Вот и июнь. Правда, колесо школьной жизни ещё вертится и время учительского покоя не настало. У кого-то горячка экзаменов, у кого-то шумный школьный лагерь, а у иных кипы бумаг. Но всё равно предчувствие лета скрашивает суету, можно оглянуться и утереть пот со лба, в который раз рассердиться на себя за неумение отказываться от непомерных нагрузок, делать хоть что-то вполсилы, оставлять работу на работе... А потом простить себя за это. Потому что учителю иначе жить нельзя! 

Так как же живёт учитель? Чем дышит? К чему стремится и о чем грезит? Поразмышлять о сделанном когда-то выборе, о понимании сути учительства предложили  участникам краевого конкурса «Учитель года Кубани по основам православной культуры – 2016».  Почитаем эссе учителя музыки и ОПК МБОУ СОШ № 10 имени А.С.Пушкина муниципального образования Тимашевский район Логачевой Ольги Николаевны - Призёра краевого конкурса.


Я – учитель, - и нет мне покоя, 
Нет покоя ни ночью, ни днём… 

        Я никогда не мечтала быть учителем в школе. И подумать было страшно - целый класс детей! Их много, они все разные, зачастую непослушные… «Сколько нервов надо иметь, чтобы в школе работать! - думала я. - А у меня и голос-то вовсе негромкий …» Меня привлекала исключительно фортепианная музыка, я мечтала преподавать игру на этом прекрасном инструменте в музыкальной школе. А вот учить детей в обычной школе – ни за что! Это ведь так тяжело и неблагодарно…
        Но жизнь, как известно, преподносит сюрпризы. Мне пришлось работать в самой обычной общеобразовательной сельской школе. Не стану лукавить, это оказалось действительно непросто. Я поняла, что хороший учитель неизбежно каждый раз отдаёт себя детям: свой труд, свое личное время, терпение, силы, эмоции… «Учитель– это не профессия, а образ жизни» 
         С современными детьми работать всё труднее, в моде права ребёнка, а не его обязанности. Много «сложных» детей, много «гиперактивных», порой невоспитанных. У многих сильная зависимость от «гаджетов» - телефоны и планшеты буквально из рук не выпускают. В классе по 25-29 человек! И ежедневная миссия учителя – к каждому искать подход, увлекать предметом, учить, воспитывать, сеять разумное, доброе, вечное…
         Когда была студенткой, нам часто повторяли, что хороший учитель должен учиться всегда. Я не понимала: «Зачем? Разве мало того, что я учусь в училище, потом в ВУЗе? Разве этих знаний не хватит, чтобы научить школьников?» Только теперь смысл этих слов для меня по-настоящему ясен. Я испытываю постоянную потребность в пополнении своих знаний, ведь я учитель  и нет мне покоя…
           Как показать величие истории и культуры России, красоту и спасительную сущность православной веры? Надо очень много знать самому учителю, прекрасно разбираться в мировой истории и истории христианства, русской литературе, живописи, музыке, чтобы суметь заинтересовать своих учеников, зажечь в их душах огонёк любви к людям, к Родине, к своим семьям. Поэтому каждый день я учу и стараюсь учиться сама, постигать всё новые, неведомые ранее произведения истории и литературы, музыки и архитектуры, живописи и философии.
           Но разве этого достаточно? Конечно, нет. Всё то, что учитель знает, он должен уметь интересно преподать детям с учётом возрастной психологии, современных технологий урока, технических средств. Идти в ногу со временем, не отставая ни на шаг. Приходится быть в каком-то смысле и актёром. Я часто использую на уроке метод художественной драматургии: «взволновав, заставить задуматься».
          Чтобы детям было интересно, надо, по возможности, актуализировать материал урока, чтобы это было для них жизненно важно, понятно, близко. И все это с учетом особенностей каждого класса. Вот, например, у меня три шестых. Они очень разные, хотя и ровесники. И уроки у них я провожу совершенно различные, подстраиваясь под особенности их темперамента, быстроты реакции, эмоционального отклика.
«Время выбрало нас 
Зажигать души – свечи. 
А учительский вальс 
Не кончается вечно» 
                     И. Львова 
        Перебираю в памяти своих учителей - тех, которых запомнила на всю жизнь.
        Илларион Владимирович Шубин – выдающийся пианист-педагог! Профи! При этом очень скромный и добрый человек, истинный интеллигент. Я до сих пор восхищаюсь тем, как мог он, профессионал с большой буквы, тратить своё время на нас, обычных студентов, часами терпеливо скрупулёзно отрабатывая каждый пассаж, каждый звук, каждый штрих!
         А Владимир Николаевич Юрченко руководил нашим студенческим хором. Тоже мастер своего дела, труженик с большой буквы. К работе относился крайне добросовестно и честно. И нас этому научил. Наш хор пел на 4 голоса, был лучшим в училище!
          Запали в душу уроки Людмилы Дмитриевны Компанеец, у которой я проходила педагогическую практику в школе. Настоящая драматургия в музыке!
          И еще один человек… Учительница литературы, которая совсем недолго замещала нашего болеющего педагога, я даже не помню её имени, но помню, как она рассказывала нам о Достоевском. Слёзы были на глазах и у учителя, и у учеников…
          Лишь спустя многие годы я осознала, что именно то, что дали мне эти люди, у меня получается в жизни лучше всего: я хорошо разбираюсь в фортепианной музыке и секретах исполнительства; люблю работать с хором и знаю, как правильно это делать; точно знаю, как надо проводить урок, чтобы он проникал в самое сердце ребёнка; и, наконец, я люблю Ф.М. Достоевского и по сей день с удовольствием читаю его произведения.
          Я поняла, что труд учителя может дать свои плоды далеко в будущем, порой даже через десятилетия.
          Но и это не все, чему меня научили эти люди. Их пример показал мне, что основа успешной работы учителя – профессионализм и труд. А мои предметы (музыка и ОПК) культурологические, требуют широты знаний, эрудиции, умения адаптировать классическое искусство к восприятию его современной молодёжью. Да, это нелегко. Но это только половина успеха. Вторая– это любовь к детям, доброта и строгость. Без них ни за что не стать настоящим учителем. Ведь все мы трудимся ради чего-то. Эта цель вдохновляет на развитие, дает новые силы двигаться вперед.
         Я просто счастлива, когда вижу в глазах учеников искру интереса к предмету, когда они, наконец, начинают мыслить, анализировать, думать. Когда они узнают удивительные факты из истории великой России и начинают восхищаться ими. Когда они постигают азы христианской этики и православной культуры. Для многих именно на моих уроках становится открытием то, что «Бог есть ЛЮБОВЬ», и стремление к стяжанию любви к Богу и к людям должно стать смыслом жизни каждого человека. Как преображаются лица детей, когда они вдруг узнают, что оказывается знакомы с жертвенной любовью и приводят в пример своих родителей, дедушек, бабушек… А кто-то совсем недавно спас от смерти собаку! А кто-то птицу! А как они могут искренне петь песни о маме, о войне: многие поют со слезами на глазах!
         Я вижу, какие золотые у нас дети! Как они всё понимают, чувствуют, как они могут любить! После знакомства с «Троицей» Андрея Рублёва, один мальчик написал: «Когда я смотрю на эту икону, мне как стыдно за то, как мы иногда живём: бываем злы, завистливы, горды и тщеславны, обманываем, грубим родителям…» Понимаете, ребёнок,  -  ему 12 лет -  проник в самую сущность великого произведения. И это проникновение преобразило его душу. Это ли не цель образования?
         Такие моменты вдохновляют меня и заставляют забыть обо всех трудностях моей профессии и совершенствоваться каждый день. Да, она действительно трудная, но, глядя в лучистые глаза детей, открытые навстречу всему прекрасному в этом мире, я понимаю, что ее уж точно нельзя назвать неблагодарной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий