четверг, 9 июня 2016 г.

По следам конкурса (продолжение)

Мы так рады, мы так горды тем, что призёром конкурса стала Анастасия Геннадьевна Минаева, наша Настя! Почитайте её эссе, и вы поймёте, какой интересный учитель и человек стал пассажиром "Поезда"!


Почему я учитель?
     Выбрать свой путь порой бывает очень сложно. Тропки и тропинки встречаются нам, перекрестки и повороты подстерегают на каждом шагу. Как сложно не ошибиться, не свернуть…
      Оглядываясь назад, я понимаю, что моим компасом в этом саду расходящихся тропок были книги. Вернее, голоса, что я пыталась расслышать за шелестом страниц. Они повели меня нужной дорогой, они долгими ночами под зеленым абажуром нашептывали мне о пути Учителя…
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

      Слышала я голос Марины Цветаевой, и в сердце зарождалось пока еще маленькое, неоформившееся желание быть ближе к этому миру гипотез и загадок. Вместе с Иваном Шмелевым смотрела на мир детскими глазами, училась верить по-детски честно и искренне…
"Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться." Книги помогали создать свой, учительский Символ Веры. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - говорил мне Василий Александрович Сухомлинский, и за руку с пушкинскими героями сказок я подходила к порогу школы.
        Книги учили меня не быть равнодушной, не быть ограниченной и злой. Каждый раз, негодуя на учеников, я слышала голос Федора Михайловича Достоевского: «....взять ли силой, или смиренною любовью?» Всегда решай: «возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Именно Достоевский открыл мне дверь в мир Православия. «Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего». Любовь, которая «никогда не перестает», по словам апостола Павла, стала тем ориентиром, который вел меня по выбранному пути. «Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же одна – Христос» - говорил Достоевский, и я проверяла, стараясь рассказать детям о Евангельской Истине. «Ведь выше того и не выдумать, что уже есть в Евангелии».
     Сколько жарких споров вела я со своими строгими наставниками ночами под зеленым абажуром, сколько открытий совершила я там, сколько откровений получила. "Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно. Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть - …" Не обидеть… За окном светало, абажур горел зеленым, а я все слышала голос Януша Корчака, который просил… не обидеть. И я клялась ему тянуться…
        Голоса великих были строжайшей цензурой. Я обещала Экзюпери защитить Маленького Принца, я внимала советам Макаренко быть требовательной к себе и к своим ученикам… Иногда советы приходили из самых неожиданных мест… Так, теория относительности Эйнштейна научила меня всегда задавать вопросы, даже если ответы уже очевидны…А между строк законов термодинамики я читала: единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример.
         Книги подавали пример мне. Они учили меня чести и долгу, ответственности и любви к Родине. Как я благодарна И. Ильину за совет мне данный когда-то в юности: "По чтению можно узнавать человека. Ибо каждый из нас есть то, «что» он читает; и каждый человек есть то, «как» он читает; и все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…"
       Когда я итожу прожитое, я итожу книги. Книги, которые оказали влияние на меня, книги, которые заставили чувствовать, мыслить, книги, благодаря которым мой жизненный путь такой, каков он есть. Ведь они повели меня нужной дорогой, они долгими ночами под зеленым абажуром нашептывали мне о пути Учителя…

3 комментария:

  1. Те же самые книги воспитывали и меня. Наверное, поэтому мне так нравились все выступления Анастасии Геннадьевны на конкурсе "Учитель года - 2016".
    Т.Органова

    ОтветитьУдалить
  2. В этом эссе Настя открывается с другой стороны. Я ее знаю как сильную, смелую. Ее выступления били не в бровь, а в глаз.А как она спорить умеет! А здесь она нежная, добрая.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала и вспомнились слова В.С.Высоцкого из его Баллады о книгах: ...И когда рядом рухнет израненный друг, И над первой потерей ты взвоешь, скорбя, И когда ты без кожи останешься вдруг, Оттого, что убили его, не тебя. Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал, По оскалу забрал - это смерти оскал, Ложь и зло, погляди, как их лица грубы, И всегда позади воронье и гробы. Если мяса с ножа ты не ел ни куска, Если руки сложа, наблюдал свысока, А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем. Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    Турищева Ольга Витальевна

    ОтветитьУдалить