суббота, 22 апреля 2017 г.

Молодцы!

Как замечательно, что призерами конкурса стали учителя-мужчины! Алексей Александрович Сайфулин, учитель истории, обществознания и ОПК школы № 98 города Краснодара, и Владимир Анатольевич Пащенко, учитель основ православной культуры МБОУ СОШ № 3 им. П.А. Любченко станицы Крыловской.

  Сайфулин А.А.

 Пащенко В.А.

Читаем эссе призёров!

Итак, Алексей Александрович.

"Есть три пути обретения профессии – по незнанию, по призванию, по наследству.
Я совершенно не ожидал, что стану учителем. Это была случайность. Но у Бога случайностей не бывает. Много лет и много глупых событий в жизни стали очень полезным подспорьем в работе учителя.
Любовь к истории привела меня к вере в Бога. Встретился я с описанием события (началом и развитием Второй мировой войны), к которому тщательно готовились все участники, но итог которого был абсолютно непредсказуемым  и неожиданным для организовавших его людей. Развитие событий пошло не по их воле, а по воле Бога.
Походы в горы в старинном туристическом клубе Краснодара (с 1979 года) дали опыт работы с молодёжью. Приходилось бывать  в довольно сложных ситуациях. После такого опыта в школе ничего страшного уже не было. Риск выговора и риск покалечиться – два совсем разных страха...
Любовь к книгам привела к желанию покрутиться в одном из молодежных течений – толкиенистов. И сколько же странных духовных исканий я насмотрелся! Маги-колдуны, буддисты-индуисты, язычники-программисты… и кого только не было! Многие из них были замечательными людьми, заблудившимися кто в жизни, кто в желаниях. После этого мне сложно говорить свысока с человеком любого мировоззрения, но никакое мировоззрение не будет пугать страшными умными словами.
Теперь я нашел то дело, которому хочу посвятить остаток моих дней. Но вот вопрос – чему и как учить? Чему – решили вполне успешно за меня. Образование историческое, верующий – потому история, обществознание и основы православной культуры. А вот как – это вопрос.
Как мне кажется, педагогика  не столько наука, сколько искусство. Ее сложно освоить по книгам, но легко – учась у мастера. В университете мне довелось слушать лекции Бедерхановой Веры Петровны. В школе преподаёт замечательный педагог Шевченко Андрей Владимирович, чьё умение работать с родителями – непревзойденно.
Направление работы и теоретические основы вполне можно было брать из Библии, из работ многочисленных педагогов-священников, наших современников. Стиль общения с учениками я копировал по мере сил у отца Димитрия (Смирнова).
Целью своей, как учителя, я поставил научить детей тем урокам, которые даёт история. История древняя, тысячелетняя, рассказывающая об отпадении народа от Бога, и история современная, рассказывающая о том же. И об одинаковых последствиях этого отпадения.
Задачей было взглянуть в прошлое и показать таких же людей, как мы, стоящих перед тем же выбором, искушениями, проблемами. Рассмотреть решения этих проблем.
Очень хочется, чтобы наши дети на те же грабли не наступали.
Однако же такой подход невозможен без искренности. Невозможно научить тому, во что сам не веришь, тем более, чего сам не знаешь. Поэтому приходится постоянно заниматься профессиональной переподготовкой. Благо, сейчас это очень легко: любая литература доступна.
Ещё невозможно работать с подростками, не зная хотя бы примерно, что их волнует. Благо, люди не меняются и ответы на все их вопросы уже есть в Библии и в истории.
Нельзя объять необъятное. Потому одним из методов работы является межпредметный подход. Все важные исторические события были воспеты в песнях, описаны в стихах. И намного проще запомнить помощников Петра Первого с помощью поэмы «Полтава». И гораздо проще понять суть военной революции в 19 веке, посчитав количество пуль, выпускаемых за минуту солдатом, стреляющим из кремниевого ружья и стреляющим из пулемета Максим.
Но главным подходом к преподаванию является опора на личность Господа Иисуса Христа. Он есть камень краеугольный, и не постыдится никто, на него надеющийся. Потому именно христианский взгляд на события нашей жизни, нашей истории, нашего общества помогает увидеть ярко и просто всё происходящее.
Конечно, дети у нас в школе из абсолютно разных семей. Есть христиане, много мусульман, очень много атеистов. Есть и дети из семей сектантов. Настраивать детей против родителей – последнее дело и нарушение пятой заповеди. Да и в народе есть такая пословица:  «Невольник – не богомольник». Поэтому нет речи ни о каком принуждении к вере – это все равно бесполезно. Но познакомить детей с богатством христианства, дать им выбор – я обязан.
Свобода выбора есть только у того, кто знает и другие точки зрения. Телевизор, интернет и другое окружение с точкой зрения атеистической знакомят детей полностью. Но основы православной культуры должны дать возможность выбрать детям наши традиционные христианские ценности.
Опираясь на эти ценности, наш народ построил замечательную страну, где живут сто восемьдесят разных наций. Существует она уже тысячу лет. И я не знаю другой основы, которая позволила построить хотя бы приблизительно похожее по силе и чистоте государство.
Труд педагога часто напоминает Сизифов труд. Снова и снова мы должны повторять азбучные истины. И часто мы видим, что результат вовсе не такой, каким мы его желали видеть. И наша работа… Какой она кажется малой и недостойной! Но утешаемся словами Евангелия : «И кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». 

Слово Владимиру Анатольевичу.
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь.
В.А. Сухомлинский

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Для меня  судьбоносным стало решение связать со школой свою жизнь, отдать её детям. Поступив в Ленинградский педагогический колледж и выбрав специализацию учителя иностранного языка, я  и предположить не мог, что со временем передо мной откроются большие возможности проявить себя в разных видах педагогической деятельности.  
«У тебя очень хорошо получается работа с молодёжью», - заметил однажды батюшка Константин, когда я, совсем «молодой и зелёный», после окончания колледжа пришёл работать в Ленинградский детский дом, а он был там частым гостем. Честно говоря, я был тогда удивлён этими словами, потому что опыта работы с детьми у меня на тот момент совершенно не было. Да и к тому же  я только-только начинал работать с категорией детей, которые оказались не по своей воле в трудной жизненной ситуации. Поначалу я не придал особого значения этой фразе, сказанной мне священником, но позже время расставило всё на свои места.
Спустя месяцы батюшка Константин пригласил меня в молодёжный православный центр «Уманский благовест», духовным руководителем которого он является, Слава Богу, и по сей день. Если кто-либо спросит меня: «Не жалеешь ли ты о своём времени, проведённом в православном центре? Ведь ты безвозмездно после основной работы занимаешься другим делом!» -  Я отвечу: «Нет, конечно, не жалею!»  Я считаю, о своём выборе не стоит жалеть. Тем более, если твой выбор идёт от сердца, соответствует твоим интересам. Не скажу, что с раннего детства, но со школьных лет - это точно, я любил ходить в местную православную церковь, особенно на великие праздники: Пасху, Рождество Христово, Крещение Господне ... Меня увлекало всё, связанное с православием. У меня до сих пор остались только приятные воспоминания  о том времени.
 В «Уманском благовесте» совместно с другими участниками мы проводили благотворительные акции в Ленинградском районе, такие как: «За жизнь» (акция против абортов), «Пасхальные и рождественские подарки для малообеспеченных семей». В списках добрых дел есть концерты, посвящённые Дню народного Единства, иконе Казанской Божьей Матери, дню семьи Любви и Верности… Всех дел, конечно, не перечесть. Одни были масштабные, другие касались лишь нескольких человек. Но радует то, что их накопилось немало. Как говорили мне родители: «Самое главное качество в человеке, которому служат все остальные чувства, - доброта». И это, безусловно, верно! Добрый человек всегда найдет правильное решение и по уму, и по сердцу своему, потому что «доброе сердце рождает добрую мысль». Мне доставляет большое удовольствие бескорыстно помогать людям.
Великой радостью для меня стало предложение благочинного преподавать Закон Божий в Воскресной школе для детишек младшей группы в Храме Трёх Святителей станицы Уманской (2012 - 2013 год). Позже я понял: приобретённый опыт мне сможет пригодиться в общеобразовательной школе.
Придя работать уже в школу, я не прервал связь с православным центром, а старался тесно взаимодействовать с «Уманским Благовестом» и со священнослужителями, проводил совместные мероприятия. Для меня девизом было, есть и будет высказывание «словом и делом». Так в списке проведённых в школе мероприятий оказались организация православной и туристической зарниц, акция «Собери ребёнка в школу» и 1-й молодёжный православный велопробег «Дорога к храму-2015» в станице Ленинградской.
 Я женился на прекрасной девушке, преподавателе психологии, и переехал в соседнюю станицу Крыловскую Ленинградского района. Мне предложили работу в школе учителем не только иностранного языка, но и основ православной культуры. Конечно, без раздумий я сразу согласился.
На своих уроках я детям часто говорю: «Казак без веры не казак», «Нет веры-нет и нас». Человек по своей сущности обязательно во что-то верит. И дети  после этих слов начинают задумываться. Я пытаюсь донести до своих воспитанников понимание того, что религий много, а вера одна. Это вера в прекрасное будущее.
Когда иду на урок, очень переживаю и вспоминаю слова В.А. Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь». Для меня эти слова со студенческой поры как заповедь. А вдруг я не смогу ответить на детский вопрос? Ребёнку всегда хочется себя как-то проявить, и его нельзя ни в коем случае отталкивать и осуждать. Дети говорят: «А я не верю в Бога. Его нет». Я отвечаю, что на уроке мы не выбираем веру, как князь Владимир, а узнаём, как жила, живет и будет жить наша страна.
Я считаю, что преподавание данного предмета должен вести неравнодушный человек. Ведь в школе ребенок не только учится. Он готовится к выходу во взрослую жизнь. Для учителя основ Православной культуры ответственность перед детьми выше, чем у учителя-предметника. Ведь судите сами, чему легче научить детей: счету, письму или добру? Каждый разумный человек ответит, что добру научить, конечно, сложнее.
И доброта наша как фундамент храма души человека. И то, насколько будет крепким фундамент души, во многом будет зависеть только от нас самих и наших поступков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий